В составе челябинского коллектива «Странствующее озеро» — Михаил Филиппов (гитара), Дмитрий Худорожков (гитара) и Виталий Третьяков (бас). Такие инструменты могут показаться не совсем обычными для джаз-бенда, но всё встаёт на свои места, если поближе познакомиться со стилем, который для себя выбрали музыканты.
Первые аккорды
Это джаз-мануш, или «цыганский джаз» (gypsy jazz) — направление родом из Европы, соединившее традиционные цыганские мотивы и свинг. Солирующий инструмент в нём как раз акустическая гитара, к которой могут присоединяться скрипка, аккордеон, саксофон и кларнет. Ударные в этом стиле отсутствуют, ритмическое движение и перкуссия создаются чёткой аккордовой игрой ритм-гитариста.
Этот стиль зародился в 30-х годах XX века в Париже. В то время город был центром развлечений и привлекал множество музыкантов, в том числе цыган. В эти же годы в Европе стала набирать популярность новая музыка, пришедшая из Америки, — джаз. Впервые модную джазовую манеру исполнения соединил со своей родной цыганской музыкой Джанго Рейнхард. Новое направление получило название джаз-мануш: «мануш» — это само название французских цыган.
Выступление коллектива состояло из трёх отделений. В первом музыканты исполнили музыку, автором которой является лидер коллектива Михаил Филиппов. Во втором прозвучали переработанные версии известных композиций и джазовых стандартов. В третьем — мелодии из всем известных фильмов в очень необычной и интересной аранжировке.
Любовь к изучению теории музыки, возможностей её переработки и адаптации классических идей под современные стили у Михаила возникла давно. Вначале это были популярные современные мелодии — к примеру, композиции Майкла Джексона.
Но со временем интерес сместился в сторону классики, и теперь ему намного интереснее импровизировать, используя фуги Баха. Всё дело в процессе поиска истоков и начал того или иного стиля, приёмов, которыми пользовались ставшие популярными музыканты. Не зря ведь значительная часть популярной ныне музыки имеет в своей основе золотую секвенцию, или, как её ещё называют, кварто-квинтовый круг.
Хоть Михаил Филиппов и работает в Челябинске с начала нулевых, своё детство и юность он провёл в Златоусте: здесь он получил музыкальное образование во второй школе, а общее — в 21-й. Вначале основным инструментом выбрал флейту и играл в духовом оркестре, затем обучился игре на гитаре и продолжил обучение в Челябинском музыкальном училище. Вот что рассказывает о своём музыкальном детстве Михаил:
— Мой отец как-то спросил меня, куда я хочу пойти — в гимнастику или в музыкальную школу. А он сам прекрасно играл на фортепиано и баяне, сочинял фуги, и я хотел быть на него похожим в этом отношении и, конечно, выбрал музыку. И ни разу не пожалел: с детским оркестром под руководством Василия Григорьевича Пьячева мы объездили чуть ли не весь Союз, много лет выступали и отдыхали в крымском Коктебеле — настоящей Мекке для любителей музыки и джаза, в частности. Виталий Третьяков тоже начинал в этом оркестре, играл на трубе, позже так же увлёкся гитарой.
На вопрос о том, можно ли заработать в провинции на жизнь только музыкой, Михаил ответил утвердительно. Но отметил, что придётся очень много впахивать и держаться подальше от алкоголя, иначе заработанные за вечер деньги останутся за стойкой бара.
Озеро внутри каждого
На мой вопрос о необычном названии коллектива Михаил ответил следующее:
— Ещё в детстве я увлёкся дзен-буддизмом и пронёс любовь к этой философской практике через всю жизнь. Дзен — способ разрешения противоречий, парадоксов. Озеро не может странствовать, но оно динамично, изменения происходят постоянно. Также есть внутреннее озеро: мы носим его с собой в лесу, в горах, городе, странствуем с ним. Цыгане ведь тоже во все времена странствовали по свету, впитывали в себя всю ту культуру и традиции, что видели вокруг себя. Перерабатывали всё это и выражали в том числе с помощью музыки. Так же и я. Стараюсь не просто играть что-то обычное, а всегда добавляю что-то своё — то, что лучше обо мне расскажет и выразит мои мысли и чувства.
Дмитрий Худорожков играет в группе не так много времени — всего около полугода, но он уже успел проникнуться музыкальной философией коллектива. Он рассказывает:
— До этого момента я не играл ничего подобного, мне всегда нравилось что-то потяжелее. Но с началом первых репетиций стал втягиваться в процесс, начал проникаться идеей и открыл для себя целый новый мир интересных исполнителей. Кроме того, авторская музыка Михаила мне очень нравится. На мой взгляд, она ничем не уступает лучшим образцам этого жанра от зарубежных исполнителей. Кроме того, наша концертная деятельность довольно необычна. Мы можем играть каждый день на протяжении недели, переезжая из города в город. Это помогает войти в ритм, сократить время репетиций, так как даже за пару концертов мы отлично сыгрываемся. Ну и, конечно, атмосфера концертного тура действует очень позитивно.
Настоящим сюрпризом для зрителей стало выступление на сцене известного златоустовского музыканта Юрия Абдулина (Папа Джэк). Он пришёл поддержать своих друзей, а заодно исполнил вокальные партии в нескольких композициях, сыграл также на гитаре и губной гармошке.
На этом музыкальном вечере прошла не только встреча десятка старых друзей. Зрители смогли познакомиться с по-настоящему новым для города жанром музыки, услышали, насколько он интересный и разнообразный. Подобные концерты обязательно будут продолжаться. Совсем скоро зрители смогут попасть на акустический концерт Константина Кулясова, лидера группы «АнимациЯ», и Рушана Аюпова.
Фото автора