Веселые и внимательные глаза, солдатская выправка и крепкое рукопожатие, а память и речь такие ясные, что все картины почти 80-летней давности, связанные с участием и победой в Великой Отечественной войне, как на ладони. Таков ветеран Геннадий Михайлович Хайретдитнов.
Два танка — разом!
Журналисты «Златоустовского рабочего» — Геннадий Михайлович, кстати, наш постоянный подписчик — не раз общались с этим интереснейшим горожанином. Очередная встреча вновь порадовала и подтвердила, что сильные духом мужчины не перевелись. Именно это качество двигало и вело танкиста Геннадия Хайретдинова по дорогам войны. Хотя сегодня, почти в 95 лет, ему о себе напоминают два ранения и контузия.
Пережитое и увиденное на войне, анализ промахов и удач, особенно в дни тщательной подготовкик Сталинградской битве, стратегия которой держалась в строжайшем секрете, позволяет бывалому воину оценить действия военноначальников и подчеркнуть роль Жукова, Рокосовского, Рыбалко. Судьба солдат, жизнь находились в постоянной зависимости от их точных и мудрых решений. Хотя и элемент везения на войне тоже играл большую роль, но голову, по мнению ветерана, надо было «включать» прежде всего.
— Безрассудные действия и неоправданная отвага приводили к потерям. У танкистов есть свои законы и правила, нарушать которые нельзя. Думать надо! Не повел танк и экипаж на верную гибель — хорошо. Придумал свой специальный ход — подбил два вражеских танка разом, — рассказывал случай за случаем Геннадий Михайлович. — Под Киевом так было. За этот бой весь экипаж был отмечен наградами.
Сроднился с техникой
Геннадий Михайлович вышел в другую комнату и вскоре вернулся с танком. Поцеловал надежного своего товарища и назвал милым:
— Вот она — моя машина. Точная копия — 1:30. Ствол измерял, проверял — все четко. Этот подарок мне из Москвы привезли — очень дорожу. Где только ни выступал: в школах, детских садах,— брал с собой, рассказывал о своем боевом друге. Ребятишкам интересно увидеть модель, где открываются люки.
Он приподнял один из люков и рассказал, как ему на войне удалось его усовершенствовать: придумать и приспособить к тяжеленной крышке пружины, которые позволяли ее легко открывать. Так до конца войны рацпредложение работало!
…Незаметно прошли два часа, в которые танкист Хайретдинов, кавалеров орденов Отечественной войны первой и второй степени, ордена Красной Звезды, как будто листал страницы своей боевой биографии, называя себя счастливым человеком.
Хотя трудно представить, какое «счастье» свалилось на 16-летнего парня 22 июня 1941 года. Он учился в ремесленном училище и мечтал познавать мирный мир, а встал к станку и работал на фронт, как и весь Златоуст.
— В этот летний день я был в лесу на Уреньге, где у нашей семьи покос. Я — десятый ребенок в семье, и на мне была большая хозяйственная нагрузка, — сказал Геннадий Михайлович. — Иду домой, не пойму, почему все куда-то торопятся, тревога на лицах. Оказывается, война началась.
Через два года война, как думали большинство людей в СССР, не закончилась, и в 1943-м, 18-летний Геннадий Хайретдинов пошел воевать, чтобы победить. И сделал это. Поклон ему и его однополчанам от всех живущих в России без войны уже 74 года. Пусть этот мирный отсчет времени продолжается. По мнению солдата Хайретдинова, современное военное превосходство нашей страны, как ни крути — хорошая гарантия.
Геннадий Хайретдинов, ветеран войны
«Война — это целая жизнь. Каждый день, час, секунда могли быть последними. Сколько друзей-товарищей похоронено по дорогам войны… Взять танковое сражение под Прохоровкой: были ли там победители? Такое творилось! В день гибли тысячи людей».