За последние годы почти полсотни предприятий Челябинской области запустили на своей территории производственные экскурсии. В тренде находится и Златоуст. Но потенциал региона в этом направлении гораздо больше, считают в региональном правительстве. Чтобы сделать промышленный туризм на Южном Урале максимально понятным и интересным как для бизнеса, так и для путешественников, регион включился в ряд проектов, в том числе инициированных на федеральном уровне.
Подробно об этом рассказала министр экономического развития области Наталья Лугачёва на прошедшем форуме «Большой Урал-2021. Промтуризм: от старейших заводов до новых производств», который состоялся в Екатеринбурге.
Одной из ведущих площадок промтуризма не только в Челябинской области, но и в России является Магнитогорский металлургический комбинат. Предприятие запустило производственные экскурсии в 2018 году, и на сегодня уже более 15 тысяч человек побывали у него в гостях, в том числе более 2500 детей. Лучшим ММК делает в том числе высокая степень безопасности туристов на таком сложном и большом производстве: всем посетителям выдаётся спецодежда, передвижение организовано на специальном автобусе, имеются промаркированные дорожки и так далее.
— Если вы слышали о Сатке как о центре российского стрит-арта, то только благодаря группе «Магнезит», которая приглашает художников, урбанистов, архитекторов для создания новой — уютной и комфортной — городской среды. С начала 2021 года комбинат посетили более полутора тысяч человек, — рассказала Наталья Лугачёва.
Интересным направлением промышленного туризма является посещение ремесленных мастерских. В частности, оружейные предприятия Златоуста, которые продолжают традиции знаменитой гравюры на стали. Одним из первых — ещё в 2016 году — появился маршрут по компании «АиР». Недавно в Златоусте появились также маршруты по фабрике «Оружейникъ», где туристы делают медальоны в стиле гравюры. Успешно функционирует арсенал-музей Златоустовской оружейной фабрики — предприятия с 200-летними традициями.
Главная выгода промышленного бизнеса от реализации турпрограмм, по мнению министра, — это инвестиции в имидж социально ориентированной компании: «Прозрачность в экологической политике, в безопасности производства, в социальных гарантиях для трудового коллектива — всё это помогает выстроить диалог между бизнесом и обществом».
Для развития направления в ноябре 2020 года губернатор Челябинской области Алексей Текслер подписал соглашение с Агентством стратегических инициатив (АСИ) о развитии промышленного туризма. Работа в его рамках уже активно ведётся: отобрано пять пилотных предприятий — ММК, «АиР», «Магнезит», цех белой металлургии «Высота — 239» Челябинского трубопрокатного завода и макаронная фабрика «Макфа», которые в мае 2021 года приняли у себя экспертов АСИ и сейчас внедряют их методические рекомендации. В сентябре Челябинская область преодолела отборочный тур в акселератор АСИ, что позволит региону разработать собственную стратегию развития промтуризма, экскурсионные программы по предприятиям, а затем предложить их федеральным туроператорам.
В своём выступлении министр пригласила участников форума с 27 по 28 октября посетить всероссийский форум по промышленному туризму, который состоится в Магнитогорске.
Фото Захара Шадрина