В связи со 110-летием газеты «Златоустовский рабочий» редакция продолжает историческую рубрику. За 110 лет произошло огромное количество интересных событий в нашем городе. Мы решили вспомнить самые яркие из них. Конец осени – начало зимы – традиционный период сдачи объектов строительства. Конец ноября 2003 года ознаменовался завершением строительства и сдачей в эксплуатацию грандиозного и значимого для города объекта – моста через реку Ай, который впоследствии был назван Петровским.
Плотина Златоустовского пруда, предназначенного для производственных нужд Златоустовского железоделательного завода, появилась в месте впадения речки Тесьмы в Ай в далеком 1754 году. В настоящее время расположенный между живописными горами Уреньга и Косотур пруд является украшением центральной части города. Долгое время плотина служила переправой, связывая районы металлургический и нового Златоуста с районом железнодорожного вокзала. Через плотину были проложены трамвайные рельсы, рядом проезжали автомобили. Но время не щадит никого. Жители и руководство города заметили, что почтенного возраста сооружение уже не справляется с все возрастающей транспортной нагрузкой. Проезжая часть для автомобилей была слишком узкой, а многотонные трамваи были слишком тяжелы для видавшей многое конструкции. В городе заговорили о строительстве нового моста через Ай рядом со старой плотиной.
И вот в номере 224 от 28 ноября 2003 года газета «Златоустовский рабочий» сообщила златоустовцам о масштабном событии. Вместе с рабочей комиссией во главе с Петром Мигашкиным на месте подписания акта приемки нового моста побывала корреспондент газеты Елена Морарь. В репортаже под ярким заголовком «Мы это сделали» рассказывалось:
«Только что заместитель главы города по строительству и архитектуре Андрей Белкин, открыв «заседание» прямо на берегу пруда, зачитал список рабочей комиссии и пригласил ее членов пройти… в строительную бытовку. Строеньице хоть и неказистое, но дорогое сердцу строителя. Эта «каптерка» на протяжении двух с половиной лет была штабом проведения строительных работ на этой площадке. Что и говорить – необычной! Не каждый день мы строим мосты! И вот, исторический момент – рабочая комиссия подписывает акт сдачи этого неординарного объекта. На календаре 26 ноября 2003 года».
Петр Мигашкин тогда отметил, что город справился с возведением объекта огромными усилиями всех предприятий: крупных, средних, малых, промышленных, автотранспортных, строительно-монтажных, благодаря малому и большому вкладу в финансирование этой народной стройки десятков тысяч златоустовцев.
«Спасибо всем. Это нужно Златоусту. Работы было много, осталась еще часть дел по благоустройству территории вокруг, но главное — мост есть! – сказал Петр Семенович».
Генеральным подрядчиком выступил Челябинский мостоотряд № 16 (под рководством Александра Кузнецова) акционерного общества «Уралмостострой».
Как начиналось это грандиозное в масштабах города строительство, вспомнил тогда на страницах газеты начальник управления капитального строительства Владимир Хомяков:
«В марте 2001 года глава города принял решение строить мост. На банковском счете стройки, объявленной народной, пока не было ни одной копейки, не было и проектной документации. Над ней в экстренном порядке работал институт «Уралпромпроект» с предшествующей проработкой технической стороны дела управлением «Челябводоканала». Отработка каждого последующего этапа проектировщиками шла затем параллельно строительству».
3 декабря 2003 года при участии губернатора Челябинской области Петра Сумина и главы Златоуста Петра Мигашкина состоялась торжественная церемония открытия движения по новому мосту – зашуршал шинами автотранспорт, погромыхивая, на новые рельсы въезжали трамваи, и праздничный колорит сменился будничной картиной.
Позднее, мост стали именовать Петровским – в честь Петра Сумина и Петра Мигашкина, приложивших немало усилий к его возведению.
Мост стал одним из символов Златоуста, подчеркивающим его неповторимый архитектурный облик. Полюбился он и горожанам. В день бракосочетания молодожены обязательно посещают Петровский мост. На кованую ограду они по традиции вешают замок, символизирующий крепость семейных уз, а ключ бросают в городской пруд. На фоне живописного пейзажа получаются великолепные снимки свадебной фотосессии.
Старую плотину сохранили, но движение по ней исключительно пешеходное. В этом году завершилась масштабная реконструкция этого старейшего гидротехнического сооружения.