Сколько златоустовцев пришло 9 Мая к мемориалу Славы? Сказать в цифрах не беремся, а вот образно, пожалуйста: огромное людское море заполнило все дороги, дорожки и тропки, ведущие к Вечному огню. Сотни и сотни живых цветов полностью укрыли венок-кольцо, где трепетал огонь памяти.
Бой кремлевских курантов соединил златоустовскую частицу праздника с общим всенародным торжеством по имени День Победы. Стройными колоннами, которые возглавили знаменосцы, по проспекту имени Юрия Гагарина шли надежда и будущее нашей России: юные кадеты, юные пограничники… Под аплодисменты на открытых машинах ехали ветераны войны и тыла, без подвига которых не было бы той самой юности, что возглавила парад. Командовали парадом подполковник Владимир Клаптюк и военный комиссар Златоуста Константин Данилов.
Вот с этим самым главным чувством — чувством благодарности — златоустовцы встречали каждого ветерана Великой Отечественной, вспоминали тех, кто сложил свои головы за победу и мир.
На митинге, развернувшемся на мемориале, выступающие нашли свои особые слова. Представители администрации округа, Законодательного собрания области, Собрания депутатов округа, почетных граждан, ветеранского корпуса говорили о вкладе Златоуста в разгром фашизма. Не грех напомнить: у нас, на Урале, опорном крае державы, ковалась победа.
Цифровая выкладка, которую в своем выступлении ввел почетный гражданин города, генеральный директор предприятия «Стройтехника» Валерий Ростов, обозначила важность и весомость этого вклада: златоустовцы плавили сталь для производства танков и другой техники, изготавливали снаряды, шашки, ножи, часовые механизмы; шили обмундирование; принимали и выхаживали в госпиталях раненых, доставленных с фронта; десятки вагонов с теплыми вещами и подарками отправляли на фронт. Из 29 тысяч златоустовцев, ушедших на борьбу с фашизмом, в город не вернулось девять тысяч парней и девчат.
…С букетом гвоздик на подходе к мемориалу стояла Олимпиада Петровна Пасек. Цветы памяти принесла отцу и дяде, которые не вернулись с полей сражений. Петр Платонович Сидоркин погиб на Карельском перешейке в «финскую», а в довоенное время обладал самой мирной профессией — строителя.
— Последняя его работа — роддом в районе метзавода, где я и родилась, — рассказывает Олимпиада Петровна. — Погиб в Великую Отечественную и дядя мой — Виктор Андреевич Балакин.
Отцом маленькой Олимпе, которой в 1941 году было всего полтора года, так никто и не стал. «Безотцовщина» была самым популярным и самым горьким статусом детей военного поколения. Поклониться хочется всем матерям, поднимавшим ребятню без мужей. У них было сразу два фронта: работа у станков и у домашней плиты. Они первыми, волнуясь, прочитывали строчки, написанные мужьями из фронтовых окопов: «Мы гоним немцев так, что они бегут, бросая все…».
Они первыми обливались слезами над похоронками, где было написано всего несколько слов: «Ваш муж, ваш сын… геройски погиб, защищая Родину…». Строчки из этих документов войны звучали на мемориале Славы под салют памяти — троекратные выстрелы. Девочка рядом со мной, спросила маму: «А дяденькам-солдатам не страшно, когда они стреляют?..». А потом она подпевала, как многие, кто стоял на площадке мемориала, слова известной песни: «Войны пусть сгинут во мгле — аист на крыше, мир на земле…».
После торжества можно было видеть, как молодые златоустовцы фотографировались, разговаривали с ветеранами. Семья Котенко — Сергей и Елена с детьми запечатлелись в этот памятный день с Василием Николаевичем Савенковым. Надо было видеть, какими серьезными глазами смотрел на воина, на его боевые награды Женя Котенко, еще дошкольник.
Думается, не только семья Котенко запомнит рассказ о войне, прозвучавший из уст Василия Николаевича, но и сам он не забудет, какой теплой была эта встреча. За несколько минут мы все породнились, и от мемориала Славы семья Котенко уже сопровождала улыбающегося бравого солдата-ветерана, родившегося в 1925 году и попавшего в первый призыв 17-летних защитников Отечества.
В эти минуты у Вечного огня было множество встреч. Никто не спешил покидать это священное место. Вновь и вновь букетики цветов ставились к подножью памятника героям. Назывались имена: Илья Егорович Немцев, разведчик, сложивший голову на Смоленщине, Войтак Георгиевич Земберт, погибший при освобождении Польши. Поклониться их памяти, отыскав еще раз родных людей в списках славы музейного мемориала, пришла Валентина Войтаковна Пастухова.
На площадке у Центральной библиотеки шло традиционное гуляние с концертом и угощением вкуснейшей солдатской гречневой кашей.