Трудно себе представить облик нашего города без трамвая, который считается одним из символов и своего рода достопримечательностью Златоуста. За бесперебойной работой муниципальной транспортной сети (куда помимо трамваем входят ещё и автобусы), обеспечивающей доставку пассажиров не только вовремя, но и с комфортом, стоит целый коллектив профессионалов. 20 октября МУП «Автохозяйство» посетил глава округа Максим Пекарский и познакомился с работой классов для водителей трамвая.
Условия — создали
Обычно на праздники, а недавно был День работника дорожного хозяйства, подарки принято получать. «Автохозяйство» пошло другим путём. При поддержке губернатора Алексея Текслера и администрации округа предприятие уже существенно обновило подвижной состав. Ожидается, что в перспективе парк продолжит модернизироваться автобусами и трамваями.
— Это означает, что на маршрутах почти вся техника будет современной и комфортабельной, — сказал глава округа, общаясь с коллективом.
Управляют транспортом профессионалы, которые ответственно подходят к выполнению своей работы. Их решили поддержать.
— Мы в три этапа провели индексацию зарплат сотрудников, — рассказывает директор МУ «Автохозяйство» Денис Зуев. — Сегодня вознаграждение за работу водителям трамвая начинается от 35 тысяч рублей в месяц, автобусов — от 40 тысяч. При этом работники предприятия имеют полный соцпакет, а шофёры и вагоновожатые получают льготный стаж и право на более ранний выход на пенсию. К примеру, 15 лет работы водителем трамвая дают право женщинам выходить на пенсию в 50 лет, 20 лет работы для мужчин позволяют стать пенсионером в 55 лет.
Глубокоуважаемый вагоноуважатый…
Долгие годы ни в одном учебном учреждении города не готовили водителей трамвая. Постепенно образовался серьёзный кадровый голод. На линии выходило всё меньше вагонов — управлять теми, что в резерве, стало попросту некому. Сегодня ситуация начала меняться.
Это результат совместных усилий предприятия и главы округа. Подробнее о профессии и особенностях обучения рассказывает Мария Тюрина, начальник службы эксплуатации. Именно она занимается подготовкой новых водителей и является мастером учебного производства.
— В первой группе студентов было 10 человек, четверо отсеялись во время учёбы: погружение в техническое устройство трамвая и изучение электросхем оказалось не всем по плечу. Кроме того, у нас достаточно строгая медкомиссия, ведь водители отвечают за безопасность пассажиров. Оставшиеся шесть человек успешно прошли теорию, сдали экзамен в ГИБДД и теперь практикуются — накатывают положенные 240 часов по городским маршрутам с пассажирами под присмотром опытных водителей-инструкторов.
До получения лицензии водителей трамвая приходилось обучать в Челябинске. Это занимало полгода и обходилось студентам в 90 тысяч рублей. Сейчас появилась возможность учиться в Златоусте: бесплатно, ещё и со стипендией. При этом человек может находиться на учёте в Центре занятости и продолжать получать пособие.
Смена у водителей начинается в 5 утра (а перед выходом в рейс нужно пройти медкомиссию и проверить исправность оборудования). Поэтому доставку работников из любых, даже самых удалённых районов города предприятие организует. То же самое происходит и в вечерние часы, после окончания смены. Неукоснительно соблюдается и режим отдыха водителей — как во время смены, так и между ними.
Кто вышел ростом и лицом
Если у трамвая на маршруте нет конкурентов, то муниципальному автотранспорту приходится бороться не только за пассажиров, но и за водителей. Повышение зарплаты, предоставление полного соцпакета, уплата отчислений и ранний выход на пенсию являются отличными преимуществами, особенно для тех, кто привык задумываться не только о дне сегодняшнем, но и планировать своё будущее.
У желающих стать водителями автобусов тоже есть возможность заключить ученический контракт и пройти бесплатное обучение в одной из автошкол города. Да и в принципе процесс обучения на предприятии всегда поощрялся. Нередки случаи, когда водитель совмещает работу с учёбой, а по её окончании имеет возможность продвигаться по карьерной лестнице и претендовать уже на замещение управленческих должностей. В ближайшие дни первую группу водителей, которые проходят обучение на категорию D, ждёт экзамен. Вторая будет проходить тестирование в конце ноября. Такое пополнение позволит к концу 2022 года укомплектовать штат водителей автобусов на 100 процентов.
Все эти внутренние, незаметные простому обывателю процессы организованы ради одного — выстраивания удобного графика движения муниципального транспорта. Сейчас один трамвай обслуживает один водитель. Когда штат работников будет полностью укомплектован, специалисты смогут работать в две смены. А это поможет не только сократить интервалы движения, но и продлит время работы транспорта до позднего вечера.
Пути перемен
Инициатива отделить трамвайные пути от проезжей части возымела свои плоды. Количество простоев вагонов из-за ДТП на путях значительно сократилось, а пассажиропоток, наоборот, вырос. Этому способствует и внедрение системы отслеживания транспорта на карте, которая работает уже более года. Горожанам стало намного проще планировать свой маршрут и рассчитывать время в пути. Ещё одним преимуществом общественного транспорта является возможность безналичной оплаты проезда, ведь лишь пара маршрутов, обслуживаемых частными перевозчиками, могут этим похвастаться.
Для промышленного Златоуста вопрос экологии стоит далеко не на последнем месте. И здесь снова преимущество у муниципального транспорта. Трамвай в принципе не вредит окружающей среде, а парк автобусов в большинстве своём оснащён газовым оборудованием, что сокращает расходы на топливо и значительно снижает вредные выбросы.
— МУП «Автохозяйство» сегодня — это не только современное предприятие, которое за последние годы значительно расширило и обновило парк техники. Это прежде всего площадка для роста и развития его работников, — сделал выводы Максим Пекарский.
Возможность бесплатно получить образование по востребованной специальности, гарантированное трудоустройство, значительные социальные льготы и карьерные перспективы. Сохранение одного из исторических символов города — трамвая — здесь тесно связано с цифровизацией и использованием современных технологий оплаты, контроля движения и анализа пассажиропотока. Всё это было бы невозможно без чёткого и слаженного взаимодействия всех служб предприятия. Коллектив — это влюблённые в свою профессию романтики, для которых взбирающийся в очередной крутой подъём трамвай не просто транспорт или элемент городского пейзажа, а нечто намного большее.
— Мы давно обсуждали необходимость организовать обучение водителей трамваев на базе муниципального предприятия «Автохозяйство». Раньше, чтобы получить профессию вагоновожатого, соискателям приходилось уезжать в Магнитогорск и проходить обучение там в течении полугода. Сейчас мы создали все необходимые условия в нашем городе, и надеемся, что это привлечет больше желающих освоить эту важную для Златоуста профессию. Продолжим обновлять и трамвайный парк, чтобы поездки были комфортными.
Максим ПЕКАРСКИЙ, глава округа
Фото автора и Евгения Толкачёва