20 сентября исполнилось 130 лет с того дня, как в строй действующих встало одно из старейших предприятий железнодорожного транспорта Южного Урала — локомотивное депо «Златоуст», сегодня сервисное локомотивное депо «Таганай» компании «СТМ-Сервис», входящей в крупный машиностроительный холдинг «Синара-Транспортные Машины». Трудовой коллектив принимал поздравления и подарки. Чествовали юбиляров и первые руководители.
По труду и честь
Генеральный директор ООО «СТМ-Сервис» Олег Евгеньевич Зайцев лично поздравил трудовой коллектив с 130-летним юбилеем и в торжественной обстановке вручил благодарственные письма, почётные грамоты отличившимся работникам.
Наград за добросовестный труд, образцовое выполнение производственных заданий в юбилейный год были удостоены 20 работников депо: слесари по ремонту подвижного состава, мастера производства и представители других профессий. Многие из них — из трудовых династий, продолжатели дела своих дедов и отцов.
Так, среди награждённых — слесарь по ремонту подвижного состава Владимир Калиничев. Он трудится на железной дороге почти 37 лет и передал любовь к профессии своему сыну, который тоже работает в депо «Таганай». Более 30 лет назад пришёл в депо слесарь-электрик по ремонту электрооборудования Сергей Сухов. Слесарь по ремонту подвижного состава Марина Клименко работает в депо 27 лет, по стопам Марины Александровны пошла и её дочь. Игорь Уваров заслуженно считается одним из лучших слесарей по ремонту подвижного состава, ведь он более 17 лет своей жизни посвятил работе в депо. Вячеслав Курилов, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования, трудится в депо более 14 лет вместе с братом.
Вслед за Транссибом
Под перестук колёс редких поездов, тянувших за собой маломощные паровозы на рубеже XIX и XX веков, и началась история локомотивного депо. Оно было построено в те годы, когда началось сооружение Транссибирской магистрали — самой протяжённой железнодорожной линии мира, связавшей гигантские просторы Евразийского материка от Москвы до Владивостока. На самом же деле называть то предприятие «депо» можно было весьма условно. В депо имелось всего шесть паровозных стойл, и большинство работ выполнялось на открытом воздухе. Первые десять лет истории депо им руководил Владимир Михайлович Герман.
Трудовые биографии рабочих — бывших крестьян центральных губерний — наглядно демонстрируют высокие требования к ремонтному персоналу. Слесарем мог стать только квалифицированный работник. Зачастую, чтобы обрести необходимые знания и опыт, многим пришлось пройти путь, начиная с чистильщика паровоза. С развитием железной дороги развивалось и депо.
Уже к 1905 году в нём работали 450 штатных и подённых мастеровых и 120 причисленных к депо машинистов, кочегаров, поездной прислуги. Вдумайтесь в эти цифры — насколько требовательна была техника того времени к срокам и качеству обслуживания!
Эпоха пара в Златоустовском депо сменилась эпохой электричества. Трудяга-паровоз уходил в прошлое.
На базе цехов Златоустовского паровозного депо было создано электровозное депо. Одновременно со строительством электродепо велась работа по подготовке машинистов и помощников машинистов электровозов. 6 ноября 1945 года в торжественной обстановке со станции Златоуст в сторону Челябинска был отправлен первый грузовой поезд, в голове которого стоял электровоз ВЛ19-138 под управлением машиниста Валентина Николаевича Иванова.
С полным основанием можно сказать, что локомотивное депо Златоуст с конца 40-х годов XX века стало своеобразным полигоном для испытания новой техники — в частности, электровозов постоянного тока (ВЛ22, ВЛ22М, ВЛ8, ВЛ10), все послевоенные модели которых проходили обкатку в Златоусте.
Сильное звено
Важнейшим событием новейшей истории Златоустовского депо является, несомненно, реорганизация предприятия. Сегодня действуют эксплуатационное локомотивное депо Златоуст, производственный участок «Таганай» (оба в составе ОАО «РЖД»), сервисное локомотивное депо «Таганай», персонал которого с 1 июля 2014 года был переведён в компанию «СТМ-Сервис», приступившую к исполнению договора на полное сервисное обслуживание локомотивного парка РЖД. С момента перехода в «СТМ-Сервис» депо возглавляет Владимир Иванович Сухачёв.
Сервисное локомотивное депо «Таганай» — это десятки цехов, где работает дружный, слаженный коллектив, которому любое дело по плечу.
«СТМ-Сервис» начал сервисное обслуживание электровозов серий ВЛ10 и тепловозов серий ЧМЭЗ, 2ТЭ10 с проведения периодических технических обслуживаний (ТО-2) и профилактических ремонтов (ТР-1, ТР-2, ТР-3).
По итогам работы за 2016 год депо «Таганай» Южно-Уральского управления сервиса заняло первое место среди 26 депо «СТМ-Сервис».
В 2018 году коллектив «Таганая» осваивает ремонт современных грузовых магистральных электровозов постоянного тока «Синара» (серия 2ЭС6). С поступления в приписной парк депо новых локомотивов предприятие находится в постоянном развитии и совершенствовании.
Интересный факт: своё клеймо № 918 (право на проведение ремонта локомотивов) депо получило ещё до перехода в состав «СТМ-Сервис»! Его марку сервисная компания держит по сей день, расширяя при этом область клеймения за счёт освоения новых видов ремонта. На сегодня депо осваивает проведение текущего ремонта электровозов «Синара» в объёме ТР-600.
— Подобный уровень ремонтов на Южно-Уральской железной дороге есть только в Кургане (депо Зауралье), — говорит начальник Южно-Уральского управления сервиса Артём Маханов. — Но там ремонтируют электровозы, которые отправляются в Сибирь, а из Златоуста грузовые составы идут в Москву. Освоение ТР-600 означает завершение полного цикла обслуживания и текущего ремонта электровозов серии 2ЭС6 на одном предприятии, что стратегически важно как для самого депо, так и для Южно-Уральской железной дороги. В стадии реализации уже находятся такие мероприятия, как дооснащение депо современным технологическим оборудованием, выполнение модернизации существующего оборудования, повышение квалификации ремонтного персонала, включая его обучение навыкам работы на новых станках.
В особом режиме
Железнодорожный участок Челябинск—Уфа, расположенный в Уральских горах, — один из самых сложных, с затяжными подъёмами и спусками, многочисленными кривыми малого радиуса, неустойчивой погодой. Именно для эксплуатации в данной местности на смену электровозам ВЛ10 приходят современные «Синары», обладающие повышенным ресурсом и улучшенными характеристиками.
Обслуживание современных локомотивов требует внедрения методик, отвечающих запросам времени.
Одно из таких направлений реализует расположенный в Челябинске центр мониторинга (ЦМ) «СТМ-Сервис», контролирующий работу локомотива в режиме онлайн. ЦМ позволяет оперативно информировать локомотивную бригаду при возникновении нештатной ситуации, а также выявлять скрытые дефекты в электрическом и механическом оборудовании локомотивов, что крайне важно при его эксплуатации в сложной местности.
При повышенных требованиях к техническому состоянию и характеристикам локомотивов важна высокая квалификация персонала. Среди работников сервисного депо «Таганай» — множество умельцев и рационализаторов, способных принимать и предлагать нестандартные решения, выходящие за рамки их должностных обязанностей. Эта особенность делает депо ценной кузницей кадров как для «СТМ-Сервис».
Сотрудники депо — не только добросовестные специалисты, но и патриоты своего города. В мае этого года работники сервисного локомотивного депо «Таганай» вместе с другими коллективами СТМ приняли участие в проекте благотворительного фонда «Синара» «Стоп-коронавирус!». В городскую больницу Златоуста были переданы 50 респираторов, 1100 одноразовых перчаток, 50 литров антисептика и 10 тысяч одноразовых масок. Благодаря участию сотрудников депо, средства для безопасной работы врачей удалось доставить в максимально сжатые сроки.
— Коллектив сервисного локомотивного депо «Таганай» успешно справляется с поставленной задачей по качественному обслуживанию локомотивов, в том числе новых серий, а также освоению новых видов ремонта. В следующем году предприятию предстоит освоение текущего ремонта электровозов «Синара» в объёме ТР-600. Это один из самых тяжёлых видов ремонта, выполняемых в нашей компании, подразумевающий полный разбор локомотива. Освоение такого ремонта возможно только при наличии высококвалифицированного персонала. В Златоусте работают именно такие люди.
Олег ЗАЙЦЕВ, генеральный директор «СТМ-Сервис»
Фото Захара Шадрина