Екатеринбургский музей изобразительных искусств (ЕМИИ) представил в эти дни своим посетителям произведение «Ударник-изобретатель Фёдор Леонтьевич Макаров». На портрете, созданном художником Амшеем Нюренбергом, изображён реальный рабочий инструментального завода-комбината имени В. И. Ленина. Впервые портрет был продемонстрирован публике в 1932 году.
Попали в коллекцию
Каким ветром занесло в наш город художника, которого Луначарский в годы революции назначил комиссаром искусств в Одессе? Ветром перемен, конечно, что принесла советская власть. Нюренберг вместе с братом, тоже художником, Давидом Девиновым посетили Южный Урал, а затем рудники Кузбасса. По настоятельному предложению наркома просвещения художники взяли в работу практику творческих экспедиций — «культпоходов» на стройки, заводы, где кипела новая жизнь.
Искусствоведы констатируют, что произведения, созданные в Сибири, более известны, так как в своё время вошли в каталоги. Однако они считают, что сохранившиеся златоустовские работы Нюренберга представляют не меньший интерес.
Серия портретов рабочих Златоустовского завода готовилась им в течение 1932 года к выставке «Социалистическое строительство Урала».
Златоуст в начале 30-х годов стал «местом паломничества» многих известных столичных и свердловских художников, вовлечённых в практику «культпоходов». В разные годы город посетили Б. Иогансон, Н. Шестопалов, П. Жилин, П. Покаржевский, И. Чашников, Б. Комаров и другие.
— Сегодня нам известны четыре картины, созданные Нюренбергом в Златоусте. Все они находятся в собрании ЕМИИ. Это портреты ударников труда: «Лучший ударник кузнечного цеха Абрамов», «Лучшая ударница цеха имени Фрунзе Волокитина», «Лучший ударник прокатного цеха Кальман», «Ударник-изобретатель Фёдор Леонтьевич Макаров», — рассказала автор экспозиции, заведующая отделом современного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств Ирина Кудрявцева. — Последний представляет особый интерес. Герой помещён художником в атмосферу рабочего пространства — кабинета инженера, заполненного чертежами и бумагами. Произведение передаёт уникальный для 1930-х годов образ мыслителя-интеллектуала, выходца из рабочей среды. В эти годы делался упор на поддержку низовых инициатив, изобретательства и новаторских идей. Макаров — пример классического героя эпохи. Его образ не без индивидуального очарования создан художником Нюренбергом.
Портрет нашего земляка находится в коллекции ЕМИИ и недавно был удостоен персонального внимания профессионалов и посетителей — ценителей искусства. Он выставлен под рубрикой «Произведение дня». «Златоустовский рабочий», узнав о таком культурном событии, решил рассказать об этом. Из общения со специалистами Екатеринбургского музея стало известно, что портреты наших земляков вошли в коллекцию, сформированную в середине 1930-х годов. Именно тогда в собрании появились многочисленные живописные и графические произведения современных советских художников, выполненные непосредственно на Урале в ходе творческих командировок и повествующие о грандиозном по масштабам и амбициям процессе широкой индустриализации края в период первой пятилетки.
Земляки-ударники. Кто они?
Важное упоминание о работе Нюренберга в Златоусте есть в рецензии М. Бродского на выставку «Социалистическое строительство на Урале». Если учесть, что искусствовед-критик анализирует экспозицию, в состав которой вошли около 700 произведений различных художников, то его слово весьма ценно. В статье, опубликованной в журнале «Штурм», он пишет: «В портретах ударников Златоустовского завода Нюренберг показывает себя как большой мастер социального портрета. В них почти отсутствует производственный фон, но в острых силуэтах фигур и характерных позах, в глубоко индивидуальном типаже с большой убедительностью рассказано о пролетарии-ударнике».
Какими были эти люди — рабочие Златоустовского завода, увиденные художником? В нашем городском краеведческом музее посожалели, что ничего о них и их портретах не знают. Помогла книга Николая Верзакова «Златоустовский имени Ленина», некогда подаренная семье автора этой статьи.
Из главы «Комбинат инструментальный» узнаём, что «с ноября 1931 года механический завод переименован в инструментальный завод-комбинат имени В. И. Ленина. Новое время рождало новых героев. Рабочий центрально-инструментального цеха Макаров изобрёл станок для фрезерования свёрл. Испытания дали прекрасные результаты. Первые 14 станков сделали на заводе сами: качество их оказалось превосходным. Без кредитов, без спецоборудования завод освоил своё станкостроительное производство».
Слава о заводе гремела. Директор Александр Золотов уверенно заявлял: «Дадим такое сверло, о котором не смеет думать заграница. Мы всё можем! Никаких времянок, недоделок. Мы строим капитально, основательно». Кстати, о самом директоре, который приехал в Златоуст после окончания Промакадемии, Серго Орджоникидзе сказал очень коротко и ёмко: «Хороший директор».
Вот в такое ударное время, под руководством Золотова, трудились герои портретов Амшея Нюренберга.
Из биографии художника
Годы жизни А. Нюренберга — 1887—1979. К началу 1930-х годов довольно известный в московской среде автор. В 1911—1913 годах жил и работал в Париже. Во время революции был назначен комиссаром искусств в Одессе. В 1920-е работал совместно с Маяковским над «Окнами РОСТа», являлся профессором ВХУТЕМАСа, стал одним из создателей группы «НОЖ». В 1927—1929 годах вновь оказался в Париже в качестве официального «культурного посла» СССР. По распоряжению наркома просвещения А. Луначарского был командирован во французскую столицу для чтения лекций о новом советском искусстве и подготовки серии репортажей о западной художественной ситуации для отечественных газет и журналов.
«Златоустовский рабочий» благодарит сотрудника Екатеринбургского музея изобразительных искусств Ирину Кудрявцеву за помощь в подготовке материала.