В Златоусте растёт количество «разводов» по телефону. Только за четыре последних месяца было возбуждено порядка 90 дел по статье 159 (часть вторая): хищение денежных средств путём обмана с помощью сотовых телефонов и интернет-мошенничества. Сумма ущерба исчисляется сотнями тысяч рублей. Среди пострадавших — студенты, рабочие, инженеры, руководители предприятий и даже сотрудники банка.
Пошлите их лесом!
Все истории как под копирку: звонят мужчины и женщины, представляются сотрудниками безопасности банка, говорят, что с вашей карты якобы пытаются списать денежные средства либо оплатить интернет-покупки. У граждан начинается паника: кому хочется терять деньги, которые и так нелегко достаются? Люди доверяют, не замечают подвоха и сообщают необходимую мошенникам информацию: персональные данные, номер пластиковой карты и трёхзначный код на обратной стороне, искренне думая, что это поможет аннулировать операцию, а в результате лишаются всех средств.
Раскрываемость по данному виду преступлений в Златоусте составляет 22-25 процентов. Так что шансов вернуть украденные деньги практически нет, поэтому лучше не попадаться. Правоохранители утверждают: главным оружием против мошенников являются внимательность и осведомлённость. Надо помнить, что их главная цель — застать вас врасплох, заговорить, убедить и обокрасть. И здесь надо противопоставить хладнокровие. Долой панику, да здравствует рассудок!
— Если вас просят произвести какие-либо операции с вашей банковской карты, лучше вообще прекратить разговор, — говорит заместитель начальника следственного отдела ОМВД РФ по ЗГО Егор Качурин. — Надо остановиться. Подумать. Позвонить на горячую линию, указанную на обратной стороне банковской карты. Либо обратиться в ближайший филиал банка, где вам пояснят, что случилось с вашим банковским счётом. Скорее всего, всё в порядке.
Остановиться простому человеку бывает трудно. В арсенале мошенников множество приёмов. Все потерпевшие отмечают уверенную грамотную речь звонивших, умение оперировать специальными банковскими терминами. Лжедоброжелатели отлично владеют информацией, часто называют клиента по имени и отчеству, звонят часто с «банковских» телефонов, которые начинаются на 8900 или 8495. Одним словом, работают профи. В крупных городах полиция накрывает целые колл-центры, которые занимаются таким вот мошенническим «бизнесом».
— Одним мошенники звонят один раз и крадут крупную сумму, других «ведут» и обрабатывают в течение нескольких дней: снимают деньги с банковских счетов, оформляют кредиты, спрашивают, есть ли банковские карты других банков, и похищают деньги с них. Уже в полиции спрашиваем: «Что? Не слышал про мошенников, не видел, телевизор не смотришь?» — «Видел, слышал, смотрю, но…» Каждый думает, что его это не коснётся. Этим мошенники и пользуются. Что это? Доверчивость? Наивность? Безграмотность? По всей России потерпевших тысячи, на это работает целая индустрия. Ущерб исчисляется миллионами.
Было вашим — стало нашим
Современные технологии упрощают многое, в том числе и для мошенников. У многих в телефонах подключена функция, позволяющая хозяину производить операции по банковским счетам и картам. С одной стороны, удобно, с другой — рискованно. Конечно, только в том случае, если мошенник получит секретный код. Спрашиваете, откуда? Зачастую хозяин карты сам сообщает эту секретную информацию. Остальное, как говорится, дело техники. Все средства в мгновение ока с ваших банковских карт и счетов перекочёвывают в карман мошенников.
Из последних печальных историй. Жительнице Златоуста позвонили, сказали, что с банковского счёта пытаются списать деньги, после чего она передала коды с SMS-сообщений. Далее в этом же банке на неё онлайн оформляют кредит, просят снять с банкомата деньги. Разговор длится часами. Ей перезванивают, дают указания. Она всё послушно выполняет (позднее насчитали более 20 звонков с разных номеров телефонов). В итоге женщина сняла деньги и пятью переводами перечислила денежные средства на указанные мошенниками номера телефонов… Просто в никуда, лишившись более 200 тысяч рублей.
— Ни в коем случае нельзя сообщать никому (даже банковским работникам) секретный код, который вам приходит от банка в SMS-сообщениях (в SMS предупреждают об этом!). Должно насторожить, если «сотрудник банка» начинает спрашивать, в каких ещё банках открыты счета, количество денежных средств, и тем более если просит вас сообщить код. В зоне риска люди пожилого возраста, которые не сразу могут сориентироваться в ситуации, а когда попадаются в ловушку к мошенникам, сильно переживают.
Если попался на удочку
Количество таких случаев с разными вариациями множество, и их число растёт! Некоторые умудряются наступить на одни и те же грабли дважды. Так, ранее пострадавшей от мошенников жительнице Златоуста позвонили на сотовый и предложили «поставить усиленную защиту на банковские счета», и история повторилось вновь. Ещё одна горожанка до последнего была уверена, что её деньги спасли участливые сотрудники безопасности банка, и целый месяц ждала, когда они вернутся. Сколько точно пострадавших от мошенников, сказать трудно, ведь многие стесняются не только заявлять в полицию, но и рассказывать близким. Мол, сами виноваты.
— А зря! Наоборот, надо рассказывать о таких случаях, особенно предупреждать своих родных, близких, друзей. Чтобы с ними этого не случилось, — говорит следователь ОП «Новозлатоустовский» Кристина Вишнякова. — Если вы всё же попались на удочку мошенников, необходимо как можно быстрее обратиться в банк, взять выписку, написать претензию, чтобы банк провёл внутреннее расследование по этому факту. И уже потом с этой выпиской из банка, детализацией звонков, паспортом обратиться в полицию и заявить о совершении в отношении вас преступления.
Также следователь пояснила, что банки могут отменить операцию списания денежных средств, если обратиться сразу же, как только вы поняли, что вас обманули (более точную информацию необходимо узнавать в банках). Возврат денег также возможен в случае страхования денежных накоплений.