Десятки и сотни тысяч рублей. Это не субсидии на социальные объекты и даже не средства, собранные в рамках благотворительных проектов. Внушительные суммы стали добычей мошенников. При этом преступники себя особо не утруждают: махинации проворачивают не выходя из дома.
Обманный февраль
Ирина (имя героини изменено) работает на одном из крупных предприятий города бухгалтером. Деньги — её стихия. Уплата налогов, сдача отчётности, работа с кассой. Но вот свои счета женщина сберечь не сумела. В телефонной беседе неизвестный сообщил, что с её карты пытаются похитить денежные средства. Карт у потерпевшей оказалось две — кредитная и зарплатная. Псевдосотрудник банка предложил перевести все деньги на зарплатную. Доверчивая женщина так и сделала, а код из SMS продиктовала звонившему. В итоге с двух счетов списали суммарно более 140 тысяч рублей.
Похожая участь постигла 63-летнюю жительницу нашего города. Вот только ущерб оказался на 50 тысяч больше. Схема оказалась несколько иной. Также представившись сотрудником банка и сообщив, что накопления в опасности, неизвестный попросил женщину снять наличность (48 тысяч рублей) и переложить её на другой (названный им же) счёт, что и сделала потерпевшая. На следующий день на телефон всё той же пенсионерки поступил ещё один звонок. На этот раз злоумышленник попросил взять кредит и вновь перевести деньги на указанный им счёт. Женщина послушно согласилась, оформила займ и перечислила обманщику более 140 тысяч рублей.
Эти случаи, произошедшие в феврале, не единичны. Ещё один пример: за одни сутки в полицию обратились сразу три человека, лишившихся кровных похожим путём. Потерпевшие перечислили 6800 рублей, 59 000 рублей и 56 304 рубля. Один из довольно громких случаев произошёл в Верхнеуральском районе. Доверчивый мужчина перевёл преступнику около миллиона рублей.
Разговор окончен!
Число подобных махинаций растёт. Если в 2018-м в Златоусте было зафиксировано 220 мошенничеств с использованием мобильного телефона, то в 2019 году их число возросло до 269. В январе в дежурную часть обратились 25 обманутых горожан.
К слову, злоумышленник не всегда выступает в роли сотрудника банка. Он может представиться родственником или знакомым, которого якобы задержали за преступление или ДТП. Далее собеседник просит передать или перечислить определённую сумму для «решения вопроса с правоохранительными органами».
— Ещё одним видом дистанционного мошенничества является хищение денежных средств при покупке товаров через интернет. В этом случае мошенник просит произвести полную оплату товара, после чего обещает доставить его. Однако после получения денег покупатель заказ не получает, а продавец перестаёт выходить на связь, — рассказывает старший специалист по связям со СМИ отдела МВД по Златоусту Ольга Аристова.
Просьбы поступают и посредством SМS. Абонент может получить сообщение подобного характера: «У меня проблемы, позвони по такому-то номеру. Если он недоступен, положи определённую сумму денег. Потом всё объясню». Либо: «Мама (папа), привет, не могу говорить, положи на этот номер деньги, потом всё объясню». Или: «Ваша карта заблокирована. Для разблокировки позвоните по номеру такому-то или скиньте SMS с данными карты» и так далее.
Сотрудники полиции советуют полностью исключить телефонные беседы с незнакомцами о деньгах, призывают граждан к бдительности и просят донести эту информацию до своих родственников и знакомых.
Сотрудники банков никогда не запрашивают номеров, кодов банковских карт и паролей, присланных в SMS. Эти сведения вы не должны сообщать никому! Такие запросы осуществляют только мошенники, даже если они называют вас по имени и отчеству.
Получив звонок или сообщение о попавшем в беду родственнике, не отправляйте никаких денежных переводов. Сначала перезвоните ему либо попытайтесь связаться с ним через знакомых.
Игнорируйте звонки, в которых незнакомец предлагаетвыплатить компенсации за ранее купленные вами лекарственные препараты, медуслуги или иной причинённый ущерб. Их совершают только мошенники, которые могут представляться в том числе сотрудниками полиции.
Покупая товары через интернет, необходимо обратить внимание на данные продавца. Если он указал минимум информации о себе и оставил только адрес электронного ящика, следует предположить, что это может быть мошенник.
При смене телефонного номера не забывайте отключать привязанные к нему карты, так как спустя некоторое время этот номер может быть выдан другому клиенту, который, сам того не желая, получит возможность управлять вашими денежными средствами.
Фото Илья Евстигнеев, primpress.ru