Персональная выставка Ирины Кочетковой «Наполняя форму внутренним светом», открывшаяся в краеведческом музее, заставила горожан задуматься и взглянуть на керамическое искусство по-новому.
На выставке представлено более 130 предметов — результат содружества многолетних творческих традиций и новых исканий.
На вопрос «Златоустовского рабочего»: что вы вкладываете в свои работы, авторответила просто и искренне:
— Сердце. Все, что вы здесь можете увидеть, — это отражение меня в той или иной мере, остальное — литература, что бы я ни сказала. На самом деле я не современный керамист, и не понимаю выражение «концептуальная керамика», которую создают, пытаясь вложить ум. У меня — сердечная керамика. То есть я леплю то, что чувствую, что понимаю и что могу передать через материал. А вдохновением может быть что угодно, например, различные лекции, мастер-классы.
Будучи сама мастером, совмещающим педагогическую деятельность с творческой, Ирина Кочеткова поделилась с читателями газеты, частичкой своего подхода к обучению:
— Я не приемлю уродств. То есть в рамках задания приветствуется любая тема, кроме насилия, морального и физического уродства. Просто подобного очень много в жизни, и зачем еще это создавать? Я ни в коем мере не собираюсь к этому быть причастной. Это моя позиция.
…Переходя от витрины к витрине, посетители музея замечали подтверждение этих слов: в представленных работах изящные, мягкие, плавные формы. Женская рука чувствуется во всем: от мелкой пластики — до интерьерных композиций, от декоративных — до практичных произведений. Особое место в работе керамиста занимает комбинирование форм и создание сложнофигурных гончарных композиций.
— В современном мире многое забирает электроника, и люди все больше приучаются к получению быстрого результата. А тут — противовес: для сложного творческого процесса с глиной, идущего с человечеством из глубины веков, нужны время и усилия, — отметил гость выставки, руководитель златоустовского отделения Союза художников России Григорий Мануш. — Нужно продумать идею, подготовить материал, вылепить, обжечь. Очень радует, что еще сохраняется и живет такое рукомесленное искусство.
И очень кстати на открытии, помимо музыкальных выступлений Дениса Бурзаева, Ангелины Трусовой и Полины Юрташкиной, прозвучала притча:
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что еще слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, а только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Выставка ждет посетителей до 28 августа в городском краеведческом музее.
Справка: Ирина Павловна Кочеткова родилась в 1974 году в Магнитогорске. В детскую ладошку будущего керамиста кусочек глины вложила Надежда Бочкарева, художник-педагог, руководитель студии «Откровение».
В 1994 году Ирина окончила профессиональное училище города Кунгура Пермской области по специальности «Художественная керамика». В этом же году поступила на работу в МГПИ, на кафедру декоративно-прикладного искусства художественно-графического факультета. Работая и обучаясь заочно, получила высшее образование по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство». В 2008 году вступила в Объединение молодых художников и искусствоведов Челябинского регионального отделения ВТОО СХР.
В 2011 году стажировалась в Москве на экспериментальном производственном комбинате «Воронцово» Союза художников. В 2015 году присвоена квалификация магистра по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». В настоящее время — сотрудник института строительства, архитектуры и искусства Магнитогорского государственного технического института им. Г. И. Носова. С 1996 года участница выставок и арт-проектов: городских, областных, зональных, всероссийских и международных.
Фото Фото автора