Мадина Гильметдинова застала целую эпоху. На памяти женщины — появление и строительство целого района. Как шла трансформация облика проспекта Гагарина, ветеран рассказала корреспондентам «ЗР».
— На месте здания типографии, в котором расположена сейчас редакция, был ольховник. А вокруг него — деревянные дома. Потом их снесли и построили многоэтажные. На территории мемориала Славы располагался конный двор. Первый дом, который построили на проспекте Гагарина, под номером 198 по улице Таганайская — единственный в этом районе сталинской эпохи. Вместо швейной фабрики шумел сосновый бор, а площади 3-его микрорайона занимала городская свалка. Начиная с 1960-х годов, начали строить линии проспекта, — обращается к своей памяти Мадина Зарифулловна. — Уже 46 лет я живу в 3-ем микрорайоне. Наш дом построили в 1973 году, соседние — годом позже. Очень люблю ходить на родник, расположенный выше стадиона 9-й школы. Этот лес мы сажали 45 лет назад.
Родители Мадины Зарифулловны родом из Татарстана. В хозяйстве отца было три мельницы, из-за этого он был раскулачен и отправлен в Магнитогорск возводить бараки для будущих строителей. В 1938 году Зарифулла Зарипович Шакиров с женой прибыл в Златоуст на лесоповал, где в апреле 1947 года его придавило деревом.
— Я родилась в Златоусте в 1938 году. Жили мы в деревянных домах в районе горбольницы. У мамы было 16 детей, из которых три пары двойняшек. Мы с сестрой последние. Держали корову, за счет этого и выжили. Валили лес, ходили на лесопосадки, косили сено, — вспоминает Мадина Зарифулловна.
В 1947 году Мадина пошла в школу — деревянную в Демидовке. До этого времени грамоте девочку учил отец. Тетради делали из бумажных пакетов и на них писали. Обуви на всех детей не хватало. Учебники и книги были в большом дефиците. В доме у Шакировых была печь на угле, электричества не было.
— После окончания школы начала работать, хотя хотела получить образование. Пришлось потрудиться и санитаркой в больнице, и в кочегарке, и в столовой. В 1953 году начали строить швейную фабрику, и я устроилась швеей. А в 1959-м вышла замуж и переехала в центральную часть города, — рассказывает женщина.
Мадина Зарифулловна видела, как строилась трамвайная линия, связавшая центральную часть города с районом нового Златоуста. Женщина помнит, что цеха швейной фабрики возводили поочередно. В готовых запускали производство, в то время как другие еще были в стадии строительства. Поэтому молодые швеи после рабочей смены помогали строителям на подсобных работах. Всего было построено десять цехов.
— На фабрике мы шили детскую, женскую и мужскую одежду из хлопчатобумажной ткани. Как сейчас помню: брючный костюм стоил 14 рублей. Поначалу столовой на предприятии не было — на обед привозили выпечку. Со временем оборудовали столовую. На фабрике я проработала до 1993 года, после вышла на пенсию, — говорит ветеран труда.
За время работы женщина подготовила немало профессиональных швей, так как была шефом-наставником.
Личное счастье у талантливой швеи сложилось. В этом году со своим мужем Рафкатом Гиззатовичем они отметят бриллиантовую свадьбу — 60 лет вместе. Глава семьи всю свою трудовую деятельность посвятил Златоустовскому машиностроительному заводу имени В. И. Ленина, работал формовщиком-литейщиком. У пары двое детей — сын и дочь и четверо внуков.
Фото Фото Захара Шадрина