Мог ли предугадать уральский сказитель, что его именем будут называть всероссийский фестиваль народного творчества? Мог ли предвидеть, что герои его сказов будут увековечены в скульптурах здесь, в небольшом уральском городке, в живописном парке, названном в его честь?
В российской глубинке, окруженный горами, находится Златоуст — самый высокогорный город Урала. Про него, быть может, и слышали-то не все. Он, как драгоценный камень-самоцвет, взят в своеобразную оправу сказочной красоты природой, необыкновенной историей, секретами уральских мастеров-оружейников и тайной булатной стали. Этот уголок уральского края — кладезь для краеведов и живописцев, поэтов и писателей, путешественников и туристов. И каждый обязательно найдет для себя то важное и главное, зачем стремится в это место. Чем же оно притягательно?
«Это ведь не скоро разберешь, где старое кончается, где новое начинается… Не разделишь концы-то». Как метко сказано уральским сказителем Павлом Бажовым об этом местечке! Здесь веками жили и трудились талантливые мастера-умельцы. Два века назад зародилось уникальное искусство златоустовской гравюры на стали, которое продолжает жить по сей день в работах умельцев.
Из года в год колесил Павел Петрович по родным местам, и в Уральском краю едва ли найдется уголок, где бы не побывал этот искатель самородных сказаний. В Златоусте уральский сказитель не был. Но тем не менее как ярко и колоритно в его пяти сказах прослеживается история города мастеров. «Иванко-Крылатко», «Веселухин ложок», «Коренная тайность», «Старых гор подаренье», «Алмазная спичка» — это всё о нем, о Златоусте.
А ведь есть еще в нашем городе местечко, которое уходит своими корнями далеко в историю. Ныне — краеведческий музей, а в далеком прошлом — дом горных начальников. Много тайн и секретов хранят стены этого строения. Пройдешь по залам — и поймешь: вот оно то место, что может рассказать о далеком времени и где на мгновение можно прикоснуться к прошлому в настоящем. Ведь музей — это большая книга большой истории.
Порой в музейных проектах экскурсоводы перевоплощаются в персонажей уральского сказителя и переносят посетителей в то или иное место события, описанного в сказах, ведут своё повествование ярким, колоритным языком, полным местных словечек и выражений. Так, например, в одном из залов дева Веселуха сказывает о логотинке, где сама обитает, где собирались заводские по праздничкам, да о секретах рисовки на металле. Слушаешь её, а сам мысленно переносишься в те далекие времена, когда строился завод Златоустовский, как бытовал народ заводской…
Нередко можно услышать монолог самого хозяина господского дома — горного начальника Павла Петровича Аносова — о его изысканиях, секретах булатной стали. Разве предполагал автор, что воплотят в действо историю о коренной тайности здесь, в том самом месте, где она была раскрыта и вновь утеряна? И ведь что интересно: сказ сказом, а экспонаты — подлинные, историей дышат.
Послушаешь, посмотришь на всё великолепие — и задумаешься: так кем же был на самом деле Павел Бажов — старцем-пророком с окладистой седой бородой, попросту внесшим сказочный мир в моменты исторических событий и заставившим поверить в него несколько поколений уральцев, или же добрым дедушкой-сказочником? Ответ на этот вопрос каждый найдет, быть может, в краеведческом музее, заглянув в историю своего родного города, который стал «старых гор подареньем», а его заветные места — «памяткой истории» для многих златоустовцев.
Образы персонажей хранят в себе и музейные экспонаты: статуэтки, сувениры, панно. А на них она — красавица с каменным взором, Медной горы Хозяйка. Порой снизойдет она с произведений художников-граверов и заведет свой сказ о драгоценных каменных залежах, что в недрах Златоустовского Урала добывали, об алмазной спичке, что сделал Власыч. Да так ладно у нее это выходит. Заслушаешься…
Ирина Астафьева, методист по музейно-образовательной деятельности городского краеведческого музея