- Если они теперь «вылетят» в СМИ — наложат штраф. Такой закон подписал президент страны, дабы остановить потоки нецензурщины на печатных страницах, и особенно в эфире.
- Поправки об этом в Закон о СМИ приняты Государственной думой. Никакого перечня запретных слов нет и быть не может, а разбираться, нецензурщина это или нет, станут в каждом конкретном случае эксперты-филологи. Теперь бранное слово обойдется в копеечку. Гражданину, из уст которого оно вылетело, — в сумму от двух до трех тысяч рублей; руководителю СМИ — от пяти до двадцати тысяч; юридическому лицу — до 200 тысяч.
- У пишущей и снимающей братии закон вызвал немало вопросов. Например, что делать с запикиваниями и многоточиями. Ведь если в известном слове из трех букв одну заменить звездочкой, мы все догадаемся, о чем речь. Или, скажем, пригласили на радио гостя, а он прямо в эфире выдал непечатное словцо. Кто ответит — он или директор радиостанции? Очевидно, что в закон еще будут вноситься корректировки.
- В советские времена между матерщиной в общественном месте и мелким хулиганством ставили знак равенства. За «посыл по матушке» могли арестовать на срок до десяти суток. Но потом правозащитники завозмущались, и это наказание отменили как «ущемляющее права человека». Штраф, правда, оставили, но практически закон не работал.
- Постепенно вирус сквернословия проник везде, обойдя стороной только редкие издания и телеканалы, уважающие себя и своего читателя-зрителя. «Златоустовский рабочий», например, за без малого 105 лет своей жизни никогда не опускался до забористых выражений.
- Когда училась на филфаке Челябинского педуниверситета, лекции по обсценной (так филологи называют мат) лексике, ее корнях в русском языке нам читала доцент Антонина Чередниченко. Тогда я узнала, что «фига» (например, в слове «офигеть») — это имитация мужского полового органа. Согласитесь, когда ты в курсе, употреблять это популярное словцо уже не хочется…
- — Употребление мата — это в первую очередь оскорбление для ушей собеседника и во вторую — признание бедности и скудости собственного лексикона, — не уставала повторять преподаватель. — Материться — значит признать, что вы мизерабль (отсталый)!
- Люди, работающие со словом в Златоусте — наши коллеги, в целом поддерживают новшество.
- — Согласна с тем, что СМИ не должны употреблять нецензурных слов, — считает главный редактор «Злат-ТВ» Анна Самойлова. — В этом и состоит культура. Когда выражается ребенок, его могут ударить по губам. А журналистов-сквернословов рублем бить будут.
- — Классик сказал: «Строгость российских законов всегда компенсируется их систематическим невыполнением», — отметила пресс-секретарь пожарной охраны Златоуста Анастасия Рачковская. — Боюсь, что с хорошим, нужным, по сути, законом случится то же самое. Запреты и наказания у нас долго не живут. Вместо этого, думаю, нужно просто поднимать уровень культуры в стране. Приличный человек и без запрета на мат не станет выражаться.
- Анна Трубина