Один из весьма загадочных фильмов одного из самых «американских» режиссёров Франции Жан-Пьера Мельвиля «Самурай» с одним из самых неотразимых актёров мирового кино Аленом Делоном наиболее подходит для одного из самых загадочных времён года.
А если серьёзно — наблюдать, как Ален Делон образца 70-х ходит по пустынным улицам Парижа, как в его голубых глазах сквозь холод бесчувствия проступает вселенская печаль. И как, прежде чем покинуть свою странную, одинокую холостяцкую квартиру, он надевает шляпу и, глядя в зеркало, изящно проводит пальцем по её полям, — это действительно хороший новогодний подарок любителям кино. А если совсем серьёзно — при чём тут самурай, если речь идёт о профессиональном французском киллере? Понять это до конца не смог, по-моему, ни один критик, писавший о картине. Да, фильм снят по мотивам романа Джоан Маклеод «Ронин». Да, ронин — это самурай, лишившийся господина. Да, эпиграфом к своему фильму Мельвиль сделал фальшивую цитату из кодекса самурайской чести «Бусидо»: «Нет существа более одинокого на свете, чем самурай. Его можно сравнить только с вышедшим на охоту бенгальским тигром в непроходимых джунглях».
Кем только ни называли Джеффа Кастелло, которого играет Ален Делон! Чаще всего психопатом, лишённым даже намёка на какие-то эмоции. Отмечали и его необыкновенную сексуальную притягательность, сравнивая… с Джеймсом Бондом. Но при чём тут самурайский кодекс чести, оставалось совершенно неясно.
Любви к голливудскому кино, на котором он учился в юности, десятки раз пересматривая фильмы Фрэнка Капры, Уильяма Уайлера, Джона Форда, и опыта участника легиона «Свободная Франция» во время Второй мировой войны.
Мельвиль воевал в Северной Африке и Италии, принимал участие в высадке войск антигитлеровской коалиции в Южной Франции в августе 1944 года. Эта война, в которой он, выходец из еврейской семьи, потерял почти всех родных и близких, так и не отпустила до конца жизни. И потому герои фильмов Мельвиля — одиночки, похожие на героев Хэмфри Богарта и Гэри Купера, — довоёвывают свою войну на улицах Парижа. Иногда они гангстеры, иногда полицейские, но не на их стороне, а всегда на своей. А судьба на их стороне — почти никогда. Однако они знают нечто такое, что заставляет их идти на смертельный риск. Или, пусть даже подсознательно, ищут это нечто такое. Как Джефф Кастелло из «Самурая».
— Почему вы убили Мортея? — спрашивает свидетельница преступления, не выдавшая его полиции.
— Мне за это должны были заплатить, — следует ответ.
— Что вы за человек?
Чертовски красивый человек. Человек с внешностью Алена Делона. Зачем режиссёру на роль наёмного убийцы нужен был именно он? Не для того ли, чтобы создать смысловую ловушку? Красота сама по себе противна злу и насилию… Так что же он за человек? Ни жалости, ни интереса к своим жертвам — всегда гангстерам. Что ему за дело, если одна гадина решила пожрать другую? Он — лишь умелый охотник, лишь санитар в человеческих джунглях. Ходит по лезвию бритвы и знает, что смерть подстерегает за каждым углом. Так может ли французский киллер быть самураем? Как ни парадоксально, да. Если в этой войне на чужой территории он, потерявший способность любить, к своему удивлению, обнаруживает в себе то же, что демонстрирует японский самурай, жертвуя собой ради спасения господина.
Тогда кто же или что же Господин? Эту загадку и предстоит разгадать нашим зрителям.
На правах рекламы 12+
Киноклуб «Зеркало» представляет фильм «Самурай». Просмотр состоится в библиотеке «Окна» (ул. Грибоедова, 3а) 25 декабря в 15:30.
Фото kinopoisk.ru