Суммарный объём этой отрасли в стране в 2023 году составил более 875 миллиардов рублей. Это на 115 миллиардов больше, чем в 2022 году. Такую статистику приводят эксперты агентства «Автостат». Они учли данные по 69 российским регионам, в которых сосредоточено около 97% парка легковых машин. Сфера состоит из нескольких частей: например, наибольшее денежное выражение зафиксировано в категории услуг по техническому обслуживанию и ремонту. Отдельно подсчитаны самые востребованные услуги: шиномонтаж, автомойка и кузовной ремонт. Самыми востребованными стали независимые станции технического обслуживания. На долю официальных дилеров пришлось в четыре раза меньше. Проанализировав эти цифры, можно сделать вывод, что профессия автомеханика остаётся не только одной из самых востребованных, но и достаточно прибыльной. При этом не стоит забывать о конкуренции: борьбу за своего клиента выигрывают чаще всего грамотные специалисты. Как раз таких готовят в Златоустовском техникуме технологий и экономики в рамках федерального проекта «Профессионалитет».
Понять и починить
— Во время обучения объясняю ребятам, что если даже они не станут работать по профессии, то всё равно должны знать не только устройство автомобиля, но и быть в состоянии провести основной его ремонт. Студент должен понимать, какие процессы протекают в автомобиле и по каким принципам. И такой подход работает: наших студентов с удовольствием берут на практику ведущие предприятия города — как государственные, так и частные. Нередко наши выпускники открывают собственные автомастерские и приглашают туда работать студентов, — говорит преподаватель специальных дисциплин ЗТТиЭ Павел Белавин.
Большинству мальчишек, да и не только, автомобили интересны с детства, поэтому нет ничего удивительного в том, что профориентация будущих специалистов по ремонту и обслуживанию двигателей, систем и агрегатов автомобилей, а проще говоря — автомехаников, начинается с детского сада. Цель даже не показать саму профессию (она может значительно измениться за несколько лет), а обозначить направление, в котором предстоит двигаться будущему специалисту. В этом очень помогают оснащённость мастерских и преподаватели производственных дисциплин техникума. Во многом выбору профессии содействуют различные конкурсы — например, «Молодые профессионалы» для учащихся 8—9-х классов: он проходит сразу по десяти компетенциям.
Все дороги открыты
— Профессию автомеханика я выбрал не случайно: мне с детства нравилась техника и всё, что с ней связано. Поэтому интересно изучать все предметы в рамках профессии. Уверен, что любые знания обязательно будут полезными. Над будущим, безусловно, задумываюсь. Пока для себя вижу два варианта — либо работа по найму, для чего подходит автозавод «УРАЛ», либо буду открывать собственное дело с помощью программы социального контракта. Какой бы вариант я ни выбрал, теоретическая база и практические навыки, полученные в ходе обучения в техникуме, мне очень помогут, — рассказывает студент четвёртого курса специальности «Ремонт и обслуживанию двигателей, систем и агрегатов автомобилей» ЗТТиЭ, призёр регионального чемпионата «Профессионалы» Евгений Печерских.
Эксперты сходятся во мнении: рынок услуг по ремонту автомобилей продолжит расти. Основой называют усложнение современных автомобилей, благодаря чему доля автомобилистов, предпочитающих самостоятельно обслуживать и ремонтировать свою технику, неуклонно снижается. Да и в связи с санкциями и повышением цен средний возраст автомобилей увеличится, что также отразится на их техническом состоянии. В такой ситуации грамотные автомастера будут становиться всё более востребованными. Благо с появлением федерального проекта «Профессионалитет» овладеть этой профессией стало проще. Достаточно стать студентом Златоустовского техникума технологий и экономики.
Фото предоставлены ЗТТиЭ